#Возвращенцы. «Жусан»: долгое возвращение домой. Взгляд дипломата

Международная организация Search for Common Ground провела в сентябре серию экспертных обсуждений «Центрально-Азиатский диалог по реабилитации и реинтеграции лиц, вернувшихся из зон террористической активности (Сирия и Ирак)». Казахстан единственная страна в регионе, которая готова делится своим опытом в этом непростом вопросе. Возвращаются домой не просто мигранты или беженцы, а лица, находившиеся в зоне боевых действий на Ближнем Востоке. Кыргызстан еще не имеет такого опыта как возвращение своих граждан из этого региона. Мы все еще на распутье и скорей всего в ближайшее будущее вряд ли это произойдет, потому что свои коррективы вносят и парламентские выборы, и коронавирус. Но тем не менее интересен опыт соседней страны, поэтому предлагаем вашему вниманию авторские тезисы из доклада посла по особым поручениям Министерства иностранных дел РК Станислава Василенко.

6 процентов от общего числа ДАИШ

В результате операции «Жусан», реализованной МИД и спецслужбами РК на Родину были возвращены 595 казахстанских граждан, включая 33 мужчины, 156 женщин и 406 детей (из них 32 сироты). Все они ранее состояли в рядах ДАИШ и попали в плен на территории Сирии. 595 человек – это примерно 6 процентов от общего числа лиц, числившихся в рядах ДАИШ.

Необходимо отметить, что широкая общественность была против возвращения «террористов», в целом наблюдался негативный подход со стороны казахстанского общества. Однако, благодаря слаженным действиям вовлеченных государственных органов, широкой информационной кампании, нам удалось донести до большей части граждан основной посыл о ценности жизни каждого ребенка, независимо от проступков его родителей, о сложностях жизненного пути женщин, зачастую невольно вовлеченных в воронку вооруженного конфликта.

Карантин для возвращенных

Возвращенные из Сирии женщины и дети первоначально были размещены в специально созданном адаптационном центре (30-ти дневный карантин), под который приспособлен детский оздоровительный лагерь в одной из областей Казахстана. По прибытию в Казахстан за причастность к терроризму 45 человек (33 мужчины и 12 женщин) были арестованы, а в отношении еще 4 женщин была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.

По завершению адаптационного срока женщины с детьми были препровождены к прежним местам жительства.  Дальнейшая реабилитация проводится с участием НПО, а также при содействии местных исполнительных органов. Во всех регионах Казахстана открыты Центры реабилитации (всего 17 Центров) действующие по принципу реализации государственного заказа неправительственным сектором.

Возвращенные из Ирака

В ходе операции по возвращению казахстанских граждан из Ирака 27 ноября 2019 г. возвращены еще 14 детей, один из которых является сиротой. Последние два года они содержались вместе со своими осужденными матерями в лагере в местности Русафа. Нами также прорабатывается вопрос о передаче матерей этих детей, но это процесс сложный, требующий больших усилий и согласований, поэтому говорить о каких-либо результатах преждевременно.

Реинтеграция детей и взрослых

В качестве одного из наиболее актуальных вопросов в сфере противодействия терроризму и радикализации населения Казахстан рассматривает вопрос реабилитации и эффективной реинтеграции в казахстанское общество вернувшихся из зоны сирийского конфликта граждан, в первую очередь детей. 

Первое, мы рассматриваем возвращенных женщин и детей в качестве жертв терроризма. При этом мы стремимся к реализации максимально сбалансированного подхода, позволяющего избежать как виктимизации, так и  героизации указанной категории лиц. Мы рассматриваем их в качестве обычных граждан. В качестве примера действий госорганов хочу привести то, что все дети, рожденные в зонах боевых действий документируются свидетельствами рождений с указанием места рождения – Казахстан.

В целом существует достаточно серьезная проблема – документирование. Например, вопрос выдачи свидетельств о смерти мужей возвращенных женщин. При наличии такого документа женщина может претендовать на выплату социального пособия по утрате кормильца. В этой связи мы заинтересованы в получениии достоверной информации по фактам гибели казахстанцев.

В качестве иллюстрации нашего комплексного подхода, хотел бы отметить, что законодательство страны предусматривает норму лишения гражданства, однако, она не была ни разу использована.

Во-вторых, это недопущение распространения идеологии терроризма и заслон на пути вербовки новых сторонников. С точки зрения работы с возвращенными лицами, мы учитываем факт вовлеченности в процесс близких и дальних родственников, имеющий по-прежнему значительное влияние, с учетом специфики казахской ментальности и сильные родственные связи, характеризующие казахстанское общество.

Первичный контроль в Сирии и Ираке

Еще на территории Сирии или Ирака дети проходят первичный медико-санитарный контроль, по возвращению в Казахстан они попадают в т.н. специализированные, охраняемые адаптационные, реабилитационные центры. В них с ними работают психологи, педагоги, медицинские работники в течение месяца, после чего они разъезжаются по регионам своего происхождения, как правило, в семьи родственников. При этом матери и их дети не разлучаются ни на каком из этапов программы.

Возвращенные дети-сироты — их 33 — в большинстве случаев усыновляются ближайшими родственниками — бабушками, тетями. Но есть и те, кто находит новую семью, причем братьев и сестер не разлучают. Есть случаи, когда одна семья забрала сразу троих сирот из числа вернувшихся. Есть и те, кого семьи отказываются принять. В этих случаях местные власти оказывают помощь в трудоустройстве, определении места жительства, прикреплении к медучреждениям, образовательным учреждениям.

Возвращение женщин в нормальную жизнь  

В результате проделанной работы 33 женщины перешли на ислам умеренного толка или на светский образ жизни. Работа с остальными продолжается. Сама программа адаптации и реабилитации реализуется на грантовой основе с участием следующих неправительственных организаций: общественный фонд «Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет» (использует команду теологов и религиоведов с опытом работы с осужденными террористами и религиозными экстремистами, отвечает за дерадикализацию женщин, прибывших из ЗТА; общественный фонд «Право» специализируется на комплексной социальной помощи женщинам и работе с проблемными детьми (бытовые, медицинские, психологические, трудовые, культурные, экономические, правовые услуги, в том числе трудоустройство, организация досуга, отдыха и оздоровления детей).

Дополнительно к участию в программе адаптации и реабилитации подключены местные исполнительные органы (акиматы), которые помогают создавать условия для этой работы, в том числе по подбору соответствующих помещений, привлечению необходимых специалистов, помощи с трудоустройством и т.д.

P.S. Проблема возвращения иностранных граждан из зон боевых действий, не только в Сирии и Ираке, но и других государств, к примеру, в Африке, за последние годы приобрела глобальный характер. В этой связи мировое сообщество выработало комплексные меры реагирования на новые угрозы и вызовы. Значительный вклад в этот процесс привносят такие международные организации, как Международный комитет Красного креста и Красного полумесяца.  Например, первую информацию о гражданах Казахстана в Сирии и Ираке казахские власти получили именно от их миссий.

 Подготовлено PreventionMedia

Поделиться ссылкой: