Мусульманская Германия: какая альтернатива ждет страну Гете

На прошедших в прошлое воскресенье парламентских выборах впервые после Второй мировой войны в бундестаг прошли представители крайне радикальной партии «Альтернатива для Германии», которые всю свою предвыборную кампанию построили на антимусульманских и антимигрантских заявлениях. Две другие ведущие политические силы Германии: христианские демократы и социал-демократы — получили серьезное поражение, несмотря на то, что Ангела Меркель сохранила за собой пост канцлера. Политический ландшафт в Германии изменился из-за массового наплыва мигрантов и беженцев. По самым скромным подсчетам, за последние три года в страну въехали около 2 млн беженцев. Содержание одного беженца обходится немецким налогоплательщикам до 20 тысяч евро в год. Министерство финансов ФРГ до 2020 года заложило примерно по 20 млрд евро в год на эти расходы.

Теракт в Берлине, рождественский инцидент в Кельне, случаи насилия с участием беженцев, рост расходов на их содержание за счет федеральной казны, а также тот факт, что большинство новых жителей страны преимущественно выходцы из мусульманских стран, сделали процесс интеграции оживленным и крайне политизированным.

В Германии, по официальным данным, проживают около пяти миллионов мусульман, из которых три миллиона имеют турецкое происхождение. Для либеральной части германского общества наступают непростые времена, когда вопрос интеграции приобретает политическую окраску. Лидеры радикалов уже заявили, что поднимут в бундестаге вопрос законности решений Меркель по беженцам.

Для того чтобы показать, как проходит этот непростой процесс интеграции в Германии, организации CRISP и DVV International устроили ознакомительную поездку для кыргызской делегации, состоящей из представителей гражданского сектора, средств массовой информации, Государственной комисии по делам религий, президентского фонда “Ыйман”, Совета обороны, муфтията, Министерства образования и науки, экспертного сообщества и правоохранительных органов. Среди приглашенных и наша редакция “Новых Лиц”.

Другая Германия

Наверное, почти у каждого человека из бывшего СССР по прилете в Берлин в памяти невольно всплывают кадры советских военных фильмов, когда внимательно смотришь по сторонам из автобуса, надеясь увидеть знакомые силуэты зданий, но вместо этого неожиданно для себя видишь вывески магазинов и закусочных на русском и турецком языках, а на улицах много восточных лиц.

В послевоенной истории ФРГ было несколько волн миграции. В 1960-е годы в Западную Германию из-за острой нехватки неквалифицированных рабочих стали приглашать турков из сельких районов Анатолии. После была волна мигрантов из африканских и арабских стран. В 1990-е годы Германия пережила массовую миграцию граждан бывшей Югославии и этнических немцев из России, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

Сегодня среди мусульманской части населения страны этнические турки составляют 64%, в остальном это общины выходцев из Афганистана, Пакистана, Ирана, стран Ближнего Востока, Магриба и, конечно же, албанцы с боснийцами.

Самая многочисленная мусульманская община Германии проживает в Берлине и в других крупных городах. В восточной части мусульман не так много из-за отсутствия больших миграционных потоков во времена ГДР. В советское время туда приезжали по программе обмена в основном рабочие из Вьетнама.

Почти 75% мусульман, проживающих в Германии, придерживаются суннизма, остальные — это шииты, алавиты, ахмадийцы. Такая многоликость мусульманской общины в обязательном порядке учитывается в школе во время преподавания основ религий. Общую часть предмета школьники изучают все вместе, а когда идет изучение теологических основ и особенностей восприятия миросоздания с точки зрения той или иной конфессии, ученики делятся на группы по конфессиональному признаку. Если родители против, ребенок может не посещать этот урок.

Несмотря на то, что этот предмет преподается в школах с 1950-х годов, в германском обществе к нему неоднозначное отношение. Одни считают, что разделение по религиозному признаку только усиливает отчужденность, отрицательно сказываясь на интеграции, а другие вообще уверены, что такой предмет совершенно не нужен в школе.

В МВД Германии чиновники подчеркнули, что деление по конфессиональному признаку является частью интеграционного процесса, чтобы продемонстрировать, насколько уважительно относятся к каждой религии.

Еще одним принципиальным отличием от Кыргызстана является вопрос регистрации религиозных организаций, который находится в ведении Министерства внутренних дел. Хотя во время встречи с нами германские чиновники всячески избегали слов “регистрация” и “контроль”, когда речь шла о религиозных организациях. Полицейские также занимаются миграционными вопросами, потому что увеличение мусульман в Германии тесно связано с ростом миграции.

Германские чиновники признались, что вплотную с мусульманской общиной они стали работать только с 2006 года, когда по инициативе МВД была созвана Исламская конференция Германии.

Поначалу они не знали, с кем вести диалог, потерявшись в разнообразии мусульманских организаций из различных государств. Имамы не говорили на немецком и в отличие от своих прихожан не чувствовали особой надобности в интеграции в немецкое общество. Такой повышенный интерес полицейской структуры к религиозным делам поначалу насторожил новых немецких граждан. Поэтому диалог растянулся на годы, но его главным итогом стало объединение под одной крышей десяти наиболее авторитетных мусульманских организаций, чья деятельность не вызывает никаких подозрений.

История мусульманства в Германии тянется аж с XIX века, но институционально все стало формироваться только в 80-е годы прошлого столетия. Тон в общем хоре мусульманских организаций в Германии задают турецкие. Самая многочисленная — Турецко-исламский союз религиозных учреждений, объединяющий более 900 общин. Союз создан в 1983 году по указанию турецкого правительства. Имамов для мечетей этой организации присылают из Турции сроком на пять лет. Зарплату им выплачивают в турецких консульских учреждениях.

Еще есть ортодоксальная фундаменталистская организация “Милли гюреш”, чья деятельность часто попадает в поле зрения немецких силовых структур.

Далее идет так называемый Центральный совет мусульман Германии, вокруг которого объединялись мусульмане нетурецкого происхождения. В немецких газетах ее часто подозревают в тесной связи с “Братьями-мусульманами”. Кстати, в Германии, также как и у нас, запрещена деятельность “Хизб ут-Тахрир” как противоречащей немецкой конституции.

Мусульманские организации, поняв преимущества прямого диалога с государством, сегодня охотно идут на такой контакт, потому что заинтересованы в институализации своих фондов на примере христианских организаций.

Несмотря на светский статус государственного строя, в Германии есть так называемый церковный налог. Если немецкие граждане во время регистрации в местном аналоге ГРС указывают свое христианское вероисповедание, они автоматически платят этот налог со своих доходов. Налоговики передают собранные средства церквям. Они покрывают до 80% всех расходов религиозного учреждения, начиная с выплаты заработной платы священникам. Если же человек не хочет платить такой налог, ему надо обратиться в налоговые органы с заявлением о выходе из этой христианской организации.

Альтернатива для Германии

Более 80% беженцев, которые прибыли в Германию за последние несколько лет, составляют мусульмане. Такого огромного наплыва беженцев иной культуры и веры страна не видела давно. Большинство немецких граждан под грузом исторической памяти о фашистском прошлом сочувственно отнеслись к новым жителям своей страны. Но когда беженцев стало слишком много, и они заполнили пустующие здания в немецких городах, а вслед за ними стали появляться сообщения о проявлении насилия, отношение к ним постепенно стало меняться.

Особенно ярко такие настроения стали проявляться в восточной части Германии, где в 2014 году было создано движение ПЕГИДА (патриотические европейцы против исламизации Запада), которое резко критиковало миграционную политику правительства. После массовых акций ПЕГИДА в Дрездене в Берлине прошли аналогичные демонстрации, но уже против их политики. В одной из них участие приняла и канцлер Германии Меркель, раскритиковав их в своем новогоднем обращении: «Я обращаюсь ко всем, кто выходит на такие демонстрации. Не идите за теми, кто к ним призывает. Ведь в их сердцах зачастую предрассудки, холод и даже ненависть».

Любопытно, что наиболее массовые акции протеста против политики нетерпимости, декларируемой ПЕГИДА, проходят только на западе страны: в Мюнхене и Кельне.

Почти в одно и то же время, но в этот раз в Берлине в 2014 году появилась новая консервативная партия евроскептиков «Альтернатива для Германии». Среди ее руководителей, кроме трех этнических немцев, есть и 40-летняя гражданка России, профессор университета Санкт-Петербурга Ирина Смирнова, вышедшая замуж за гражданина ФРГ.

«Альтернатива для Германии», имеющая статус популистской и националистической партии, на последних парламентских выборах завоевала 100 мест в бундестаге из 709. Ее победа оказалась ощутимым ударом для политических тяжеловесов и либеральной части немецкого общества.

Немецкие националисты резко критикуют миграционную политику Ангелы Меркель, выступают против исламизации Германии. Ее представители на востоке страны делали достаточно резкие ксенофобские заявления в отличие от своих коллег на западе страны, где больше говорили о скептическом отношении к евро.

Чем моментально воспользовался вездесущий Джордж Сорос, предложив Германии подумать о выходе из еврозоны, подыграв немецким националистам. Учитывая послужной список Сороса, несложно догадаться, что Германия может стать очередной территорией для воплощения его «гениальных» задумок. Сегодня Сороса не жалуют нигде, даже на исторической родине. Венгерское правительство и парламент, невзирая на внешнее давление и акции протеста, закрыли соросовский Центрально-Европейский университет в Будапеште из-за игнорирования законов Венгрии.

Интеграцияиещеразинтеграция

В Германии не теряют надежд даже на фоне парламентской победы националистов, их вхождение в бундестаг в какой-то степени отрезвило общество. Буквально на днях EuroNews сообщил о расколе внутри движения “Альтернатива для Германии”, а вслед за этой новостью был репортаж с улиц немецких городов, где люди критиковали националистов и выражали свое разочарование в согражданах, которые проголосовали за националистов.

Для экономически благополучной Германии миграция и интеграция были темой номер один на этих выборах. Поэтому во время прямых теледебатов два основных политических оппонента — Ангела Меркель и Мартин Шульц — дисскутировали исключительно на эти темы. Безработица в Германии самая низкая по всей Европе, а после выхода Великобритании из ЕС Германии и Франции помимо их воли досталась главная скрипка в европейском хоре. На кону была не только судьба немецкого канцлера, но и будушее Европейского Союза, в идеалы которого твердо верит Меркель.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что процесс интеграции, набравший обороты за последнее время, не будет приостановлен, а наоборот, усилен. Тем более, немецкие чиновники за эти годы накопили определенный опыт, который можем использовать и мы в Кыргызстане. Комиссар по вопросам интеграции в берлинском районе Новый Кельн Арнольд Менгелькоч в ходе двухчасовой встречи с нами откровенно рассказал о сложностях социальной работы с мигрантами из мусульманских стран и поделился конкретными историями, из которых был извлечен положительный опыт.

К примеру, сотрудники его отдела выпустили специальный календарь, где были отмечены наиболее важные праздники общин, проживающих в этом районе. Они устраивают совместные ярмарки и народные гуляния на главные мусульманские праздники, терпеливо проводят разъяснительную работу с имамами, чтобы объяснить детям из младших классов, почему они могут не соблюдать пост во время Рамазана.

По словам социального работника с 20-летним стажем, работа по интеграции с женщинами дает более быстрый эффект, чем аналогичная работа с мужчинами. “Женщины быстрее адаптируются. Они должны кормить детей, поэтому лучше мужчин начинают ориентироваться в чужом городе и стране. Они знают, где и что купить. Пока мужчины пребывают в стрессе от переезда и перемены жизненных условий, женщины решают простые и насущные вопросы, которые помогают им безболезненно пережить переезд. Поэтому мы предпочитаем в первую очередь работать с ними, с их поддержкой нам легче пробиться к мужчинам и детям. Мы помогаем им в адаптации, у нас есть языковые курсы”, — говорит Менгелькоч.

Под конец встречи члены кыргызской делегации пошутили между собой, что за время пребывания в Берлине они встретили всего пару-тройку этнических немцев, а все остальные были русские, турки, украинцы, белорусы и венгры.

Германия меняется со скоростью, о которой мы не подозревали. Она никуда не исчезает, она не перестанет быть страной Гете и Шиллера для нас. Но в ее черно-красно-желтые цвета добавляются другие яркие краски, делая ее еще более разнообразной и интересной.

Текст Prevention Media

Поделиться ссылкой: