#Реформа. Религиозность без образования приводит к фанатизму и радикализму

В Кыргызстане затеяли реформу систему религиозного образования. На наши вопросы отвечает эксперт по вопросам религии, преподаватель кафедры регионоведения факультета лингвистики и регионоведения Международного университета Кыргызстана Данияр Мурадилов

-Почему нам нужно реформировать сферу религиозного образования?

-Религия является духовной пищей человека, и она всегда там, где есть человеческое общество, и от нее он никогда не сможет отказаться. Однако, к сожалению, необразованная религиозность не только не питает человека, но и отравляет ему жизнь как индивида, так и общества в целом. Религиозность без образования приводит к фанатизму и радикализму, которые чреваты такими последствиями как экстремизм и терроризм. Поэтому сфера религиозного образования имеет большое значение в контексте развития государства.

-Что необходимо в первую очередь сделать в этом направлении?

-Для начала нам нужно определиться в нормативно-правовом поле с понятием светскости и ее модели в стране, а потом на ее основе разобраться с такими понятиями как: «религиозное образование», «религиоведческое образование», «теологическое образование» и «конфессиональное образование».

-И какие первые решения вы предложили бы…

-В качестве реформаторских мер я бы предложил ввести в общеобразовательных государственных учреждениях, как это сделали в России «Основы религиозных культур и светской этики», конечно не копируя прямо как у них, а взять то что, нам нужно и необходимо исходя из наших национальных интересов и специфики. Например есть такая дисциплина «иностранный язык», и она дробится на множество предметов иностранных языков, таким же образом ввести новую дисциплину как «Основы религиозных культур и светской этики», которая будет делиться на исламскую, христианскую культуры и светскую этику.

-Но ведь у нас тоже несколько лет назад в школах ввели такой предмет…

По-моему глубокому убеждению, это пилотное пособие «История религиозной культуры», которое у нас изучают старшеклассники не отвечает потребностям граждан, являясь однобоко-атеистическим.

Да, религиозное образование не должно означать преподавание религиозных постулатов в государственных общеобразовательных учебных заведениях, так как свобода вероисповедания и свобода непринятия веры должны быть равнозначны в светском государстве в котором мы живем. Должно быть информирование исходя из существующей религиозной ситуации в стране. Например, есть некая религия и ее носителями является такой-то этнос, а их религиозное мировоззрение означает то-то и то-то, дать и теистическое, и атеистическое определение. Никоим образом не поддерживая какую-либо из сторон, тем более не призывая и не пропагандируя к вере или неверию. Формирование духовных потребностей личности – важнейшая задача воспитания, однако не путем выбора за нее, не говоря уже о принуждении, а информированием ее. При этом важно отметить, что у личности всегда есть свобода выбора и выбор именно за ней или за ее опекунами и что существует ответственность за это решение как минимум перед обществом.

Как вы относитесь к идеи введения общеобразовательных предметов в программы религиозных учебных заведений? Ведь в этом случае, частично управление ими может перейти под юрисдикцию Министерства образования и науки. Может быть вообще медресе отдать им?

-Это неплохая идея – ввести общеобразовательны дисциплины в учебные программы медресе, так как там обучение сугубо религиозное и узконаправленное. К примеру, из мирского можно было вввести уроки кыргызского, русского, английского. Может быть еще информатику, но этого наверное мало.

Что касается передачи медресе Министерству образования и науки, то я против этого. Каждый должен заниматься своим делом, пусть к ним относятся условно 40 процентов образовательных дисциплин в религиозных учебных заведениях, а остальные 60 должна остаться в ведении муфтията. При таком подходе на выходе мы получаем социально активного, образованного на уровне средне специального образования молодого человека и он не теряет три года своей жизни. Напротив получает желаемое религиозное образование вкупе с мирскими предметами да еще с дипломом государственного образца, что дает ему возможность без проблем продолжить образование, если хочется учиться дальше.

Сегодня в Кыргызстане действуют 3 таких колледжа, один при КГУ имени Арабаева в Бишкеке и два при Ошском государственном университете, где учащиеся получают теологическое образование с дипломами государственного образца. Также есть несколько медресе, где выпускники получают аттестаты государственного образца, то есть у нас уже есть примеры сочетания религиозного и мирского образования. Я бы призвал все религиозные образовательные учреждения среднего уровня, то есть медресе, перейти на такую форму преподавания как в этих колледжах. Это дало бы качество совсем другого уровня.

-А какой должна быть структура религиозного образования на фоне инициированных реформ?

-На мой взгляд термин «религиозное образование», должен охватывать «изучение религии» (подход извне) также как и «обучение религии» (подход изнутри). Каждое из этих двух направлений имеет право на существование, со школьного образования до Phd докторантуры и выше, либо равными степенями по советской системе.

«Изучение религии» — культурологический подход – это то, что я предлагал еще 2012 году в качестве дисциплины «Основы религиозной культуры и светской этики», которая должна была охватить предметы как «Исламская культура», «Христианская культура» и «Светская этика». Для старших же классов, предлагалось «религиоведение» или «история мировых религий», конечно, позже это все выплыло в качестве учебного пособия «История религиозных культур», где идет к сожалению, не «изучение религии», а «обучение атеистическому мировоззрению».

«Обучение религии» — это подход к религии изнутри. Такое обучение как просвещение на курсах при мечетях до окончания 9 класса, где дают базовые знания по Корану, совершению намазов и соблюдению постов, не должно входить в систему образования. Однако такое просвещение должно оставаться в компетенции ДУМК, где соответствующий отдел обязан выработать единую учебную программу для таких курсов.

-А что же с высшими учебными заведениями?

-В Исламском университете Кыргызстана и на теологических факультетах должны быть бакалавриат и магистратура, как во всех вузах. Однако дальше идет ступор, так как насколько мне известно, существует некое противостояние между религиоведами и теологами. Первые обвиняют вторых в том, что они «не научные», тогда как вторые обвиняют первых в атеизме. Если учитывать «не однозначность в определении «науки», то и в «научности религиоведения» появятся сомнения. Именно поэтому воинствующий атеизм в научных кругах философов и историков, рассматривает религиоведение как «пасынка богословия» с предвзятым исследованием религии, что-то вроде псевдонауки, а теологию вообще не считают за науку.

-По нашим наблюдениям это вечное противостояние. Возвращаясь к реформированию медресе, вы сторонник перевода действующих медресе в формат колледжей…

-Да, для этого в первую очередь нужна аттестация всех религиозных образовательных учреждений при ДУМК, и разделить их на три уровня: начальный, средний (это медресе, которые претендуют на уровень средне специального образования) и высший (это медресе и институты, претендующие на высшее образование). Все они должны провести реформу внутренних учебных программ и получать лицензию в Министерстве образования и науки за исключением медресе начального уровня, которые действуют как курсы при мечетях.

-Что вы ответите на критику, что у нас много исламских учебных заведений и что пришло время перейти от количества к качеству…

-Я готов принять любую критику, если она конструктивна и носит создательный характер.В целом я согласен, что нам необходима реформа сферы религиозного образования, которая отвечала бы всем современным вызовам и требованиям. Однако я не поддерживаю тех, которые голословно критикуют, даже не вникая в суть дела, и тем более не предлагают взамен ничего или пути решения проблемы. Что касается количества медресе, я бы не сказал, что их много, их ровно столько, сколько существует спрос на них. Не думаю что в медресе обучают чему-то плохому, я соглашусь с теми, кто говорит, что там недоучивают. Да, недоучивают общеобразовательным дисциплинам, а это может привести к меркантильности, фанатизму и по нарастающей вплоть до радикализма, либо к асоциальности и затрудненному образу жизни и теперь представьте себе общество состоящих из подобных людей.

Реформа инициирована государством. В связи с этим возникает такой вопрос, а не нарушается ли принцип не вмешательства государства в религиозную сферу из-за этой реформы?

-Государство имеет право вмешиваться вплоть до прекращения деятельности той или иной организации и применять другие механизмы, если их деятельность несет угрозу национальной безопасности страны. До 2014 года у государства была политика «моя хата с краю», что превратило страну в полигон различного рода конфессий, религиозных направлений, и даже сект. Однако события на Ближнем и Среднем Востоке повлияли на изменение государственной политики в религиозной сфере. Регулирование и контроль две разные вещи, и государство должно регулировать, а не контролировать. Но, учитывая сегодняшнюю ситуацию с распространением экстремистской идеологии для общего блага страны, в том числе для спокойствия самой мусульманской общины, думаю контроль на некое определенное время, пока не устаканиться ситуация, не будет помехой.

Текст\Видео: PreventionMedia

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности PreventionMedia и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Поделиться ссылкой: