#Law. Как законы регулируют профилактику экстремистской и террористической деятельности

Может быть пересмотреть некоторые из этих законов. В Кыргызстане профилактику борьбы с экстремизмом и терроризмом регулируют несколько законодательных актов. Во-первых, это Закон “О противодействии экстремистской деятельности” принятый 17 августа 2005 года. Последнее изменение в закон было внесено 2 августа 2016 года.

Этот закон определят правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в Кыргызской Республике и соответственно устанавливает ответственность за ее осуществление.

В Законе отсутствует отдельное определение понятия, что такое “экстремизм”, но зато есть развернутое объяснение термина “экстремистская деятельность”. Авторы закона считают, что “экстремизм” и “экстремистская деятельность” одно и тоже.

Особого внимания заслуживают статьи, имеющие отношение к средствам массовой информации. В статье 1, в подпункте, где речь идет об использовании атрибутики экстремистских организациях, говорится, что “использование атрибутики и символики экстремистской организации допускается только в научных целях”,  в этом конкретном случае речь о запрещенных судом экстремистских и террористических организациях.

Можно ли считать публикацию в традиционных медиа журналистских материалов “публикацией в научных целях” непонятно. На этот счет в законе нет никаких определений. По факту сегодня в Кыргызстане почти традиционные медиа (информационные сайты, телекомпании, газеты) иллюстрируют материалы по профилактике экстремизма и терроризма фотографиями запрещенных в Кыргызстане организаций. К примеру, очень распространено использование атрибутики, запрещенной ИГИЛ. Полный список запрещенных в Кыргызстане организаций по ссылке.

В статье 8 говорится, что “в случае распространения через СМИ экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма” выносится предостережение в письменной форме с указанием в течение 10 дней устранить выявленные нарушения. Если  же в течение 12 месяцев выявляется повторное нарушение такое СМИ могут закрыть.

Что касается интернета, в законе нет прямой ссылки на интернет, в частности на социальные сети и мессенджеры (социальные медиа, в том числе мессенджеры стали активно развиваться после 2010 года) как на основные каналы распространения запрещенных материалов. В этом законе употребляется нейтральный термин “сети связи общего пользования”.

Второй важный законодательный акт в профилактике экстремизма и терроризма это Закон «О противодействии терроризму” принятый 8 ноября 2006 года, последнее изменение было 6 августа 2018 года. В законе даны конкретные определения терроризма, террористических организаций и террористов.

Касательно деятельности СМИ в содействии противодействию терроризму в статье 12 говорится, что сотрудники СМИ при освещении событий, связанных с террористическими актами и антитеррористической деятельностью, обязаны учитывать, что право людей на жизнь и безопасность первично по отношению к праву на свободу доступа к информации и ее распространение. Социальные сети, мессенджеры никак не упоминаются в этом законе.

Представители СМИ обязаны делиться информацией о возможных готовящихся террористических актах, если владеют такими сведениями, в том числе обязаны делиться с вещественными доказательствами в рамках этого закона.

В статье 13 подчеркивается, что материалы, подготовленные в рамках профилактики терроризма не должны служить его оправданию. А субъекты, осуществляющие противодействие терроризму, обязаны своевременно предоставлять СМИ объективные сведения о фактах подготовки, осуществления и пресечения актов терроризма, при условии соблюдения положений статьи 2 этого закона.

Помимо этих двух законов есть Концепция национальной безопасности, утвержденная решением Совета обороны 1 июня 2012 года. В концепции отражены новые подходы к обеспечению безопасности, основанные на принципах открытости, объективного и комплексного анализа международных факторов, внешних и внутренних угроз национальным интересам Кыргызской Республики. Основу ее положений составляют обеспечение и защита жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Закон “О национальной безопасности”, принятый 26 февраля 2003 года, который определяет систему национальной безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения национальной безопасности.

В 2012 году была принята Программа правительства КР по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы, которая является концептуальной основой реализации Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики. Одним из приоритетов Программы является разработка эффективных мер, позволяющих ограничить вербовочный потенциал экстремистских и террористических групп, организаций и движений. Изучение причин и последствий радикализации, наряду с анализом базовых условий, способствующих росту радикальных настроений, позволяет сформулировать меры по противодействию экстремизму и профилактике терроризму.

В 2019 году была утверждена Cтратегия кибербезопасности Кыргызской Республики на 2019-2023 годы, которая должна сформировать национальную стратегию кибербезопасности для обеспечения уровня безопасности граждан, бизнеса и государства.

И, Закон “О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации(отмыванию) преступных доходов”, принятый 28 июня 2018 года, который устанавливает систему мер, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также на противодействие финансированию экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Текст: PreventionMedia

P.S. Все законы, программы и Концепции можно скачать по ссылке

Фото из открытых источников

Поделиться ссылкой:

Leave a Comment