История буддизма в Кыргызстане

Центральная Азия  — это обширный, не имеющий выхода к океану    регион Азии,  включающий страны Средней Азии:  Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, а  также Казахстан.

Впервые Центральную Азию в качестве отдельного региона мира выделил географ и  исследователь  Александр Гумбольдт в 1843 году в своей работе  «Центральная  Азия.  Исследования о цепях гор и по сравнительной климатологии».

С XIX века ведется активное изучение этого боль шого мирового региона  российскими и европейскими  исследователями. Начало систематическому  исследованию Центральной Азии положил Петр Петрович Семёнов, более известный как Семёнов-Тянь-Шанский. Он совершил два путешествия в область Тянь-Шаня – «Небесных гор» в 1856 и 1857 гг.

По определению ЮНЕСКО, регион включает Монголию, Западный Китай  (Синьцзян,  Тибет, Внутренняя Монголия,Цинхай, западный Сычуань и северный  Ганьсу),  Пенджаб, Кашмир, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран,  Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны, Казахстан и четыре бывших советских республики Средней Азии.

Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с Великим Шёлковым Путём и всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континента  — Европы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии. Вплоть до монгольских завоеваний Центральная Азия была самым экономически и культурно развитым регионом мира.

С древних времен и по сей день Средняя Азия (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан) своими историко-культурными корнями тесно переплетается с другими частями Центральной Азии. Современные историко-археологические исследования открывают широкий доступ к изучению глубоких культурных пластов этого района и их влияния на формирование общечеловеческих ценностей.

Недавнее археологическое открытие древнего буддистского храма, сделанное в селе Красная Речка вблизи столицы Кыргызской Республики, одно из крупнейших на севере  Средней Азии. По словам научного сотрудника отдела Востока Государственного  Эрмитажа, который представляет российскую сторону совместной российско-кыргызской  археологической экспедиции, статую Будды, найденную в развалинах древнего города  Невакет, поместят в Историческом Музее Кыргызской Республики. Реставрация статуи  будет проходить там же.

«Законы Кыргызстана гласят, что все найденные ИСТОРИЧЕСКИЕ  ПАМЯТНИКИ на территории республики являются ее собственностью», — напомнил ученый.

Ученый, представляющий кыргызскую сторону этой экспедиции, рассказал, что в настоящее время статуя Будды законсервирована в полевых условиях, пропитана клеевыми растворами, обклеена марлей и обработана слоем глины, вокруг нее сооружен своеобразный саркофаг с соблюдением всех технологий и необходимых мер предосторожности.

Археологическая справка:

Краснореченское городище находится в 30 км восточнее г. Бишкек. Здесь обнаружены остатки древнего города Невакет (Новый город), одного из крупных городов на Великом Шелковом Пути, который существовал в VI—XII веках. Невакет был крупным торговым и культурным центром. Через него проходила северная ветвь Великого Шелкового пути. Со второй половины XII века город стал приходить в упадок и к началу монгольских завоеваний город совсем опустел.

Краснореченское городище – не просто памятник археологии, представляющий собой остатки средневекового города. В разные годы здесь были открыты буддийский, манихейский и зороастрийский храмы, жилые замковые, дворцовые и общественные сооружения, мемориальные и погребально-культовые комплексы в системе некрополя, оставленного представителями разных конфессий. Также были найдены производственные мастерские и отдельные предметы быта, вооружения, конская упряжь, украшения, монеты и образцы древних письмен, употреблявшихся горожанами в VI-XII вв. и т.д. Раскопками выявлены участки керамического водопровода, подводящего воду от магистрального канала к домам горожан, а также очистительные колодцы.

Краснореченский буддистский храм, находился в системе монастырской застройки. Это монументальное сооружение выполнено из сырцового кирпича и в свое время включало живопись и скульптурный комплекс Будд и Бодхисаттв.

В реликварии буддистского храма хранились бронзовые с позолотой и серебрением скульптурки Бодхисаттвы Авалокитешвары, вотивная гранитная стела, остатки буддийских текстов – книга или свиток из бересты, а также письмо брахми VII-VIII вв.

Большой художественной выразительностью отличается вотивная гранитная стела тибетского происхождения с традиционной для таких памятников иконографией.

Вверху под аркой Будда в окружении Бодхисаттв, средний пояс – ступа с защитниками и внизу – сцена из жизни святых с донаторам

Уникальной для Семиречья является гранитная с раскраской монументальная скульптура «Спящего Будды», извлеченная из западной галереи храма в 1961 году.Этот исторический памятник имел в реконструкции 12 м., но сохранился лишь наполовину и, по словам проф. В.Д. Горячевой, в настоящее время хранится в Эрмитаже (СПб, Россия)

Мы выражаем благодарность Валентине Дмитриевне Горячевой за предоставленные материалы.

Использованные материалы:

  1. Международная конференция «Российское изучение Центральной Азии: исторические и современные аспекты», Юсупова Татьяна И., журнал: Историко-биологические исследования Выпуск № 2 / том 6 / 2014
  2. Музей путешественника П.К. Козлова. Статья: Центральная Азия: регион и его исследователи (http://kozlov-museum.ru/history-azia/)
  3.  Время.kg; Статья: Статуя Будды, найденная в развалинах древнего города Невакет, одна из крупнейших на севере Средней Азии. (http://www.time.kg/index.php?newsid=1470)
  4. Статья «Буддийские стелы из Суяба и Невакета», к.и.н. Горячева В.Д., электронное издание «Центральноазиатский Толстый журнал» (http://ctaj.elcat.kg/tolstyi/c/c025.shtml)
  5. Материалы и фотографии, предоставленные В. Д. Горячевой.

Источник: Буддийский центр традиции Карма Кагью в Бишкеке

Поделиться ссылкой: