Что за наука религиоведение?

Религиоведение или теология: исход не ясен. Энциклопедичность и практикоориентированные исследования в современном религиоведении. В современных условиях можно нередко услышать вопрос – а зачем нужно религиоведение?

Вопрос может быть экстраполирован на всю науку, но естествоиспытатели, конечно, элементарно на него ответят и приведут массу примеров собственной «нужности». С гуманитарными науками все не так просто и однозначно. Хотя их необходимость для развития общества сомнений и не вызывает, само «общество» зачастую этого не видит. А религиоведение вообще находится на «переднем крае», поскольку мощный натиск теологии, по существу, выдавливает науку о религии из системы вузовского образования. Признание научного статуса теологических изысканий ведет к аналогичным процессам и в сфере науки, когда нередко возникают вопросы – а зачем нам религиоведение, если есть теология, которая вполне адекватно решает вопросы, относящиеся к религии? Ясно, что подобными вопросами задаются люди, не имеющие к науке — в частности, религиоведению никакого отношения и не понимающие научных задач, подходов, методов, объекта и предмета исследования, принципиально отличных от теологических штудий. Однако актуальность их звучания и пагубность влияния на статус религиоведения, очевидны.

Вместе с тем, не останавливаясь на проблеме демаркации теоретического религиоведения и теологии, о чем на протяжении почти двадцати лет коллеги-религиоведы и автор этих строк, в том числе, неоднократно аргументированно говорили и писали [см., например: Элбакян, 2016, № 1, С. 119-132 и др.], хотелось бы сегодня акцентировать внимание на прикладном аспекте религиоведения. То есть на той его стороне, которая напрямую может и должна использоваться обществом и которая со всей очевидностью указывает на востребованность социумом религиоведческих исследований. К их числу я отношу подготовку и издание религиоведческих энциклопедий, словарей, справочников, а также практикоориентированные религиоведческие исследования – как в сфере прикладной социологии религии, так и в области религиоведческой экспертизы.

Энциклопедичность в религиоведении

Энциклопедичность в любой сфере знаний подразумевает определенное соотношение формы и содержания. Содержательно энциклопедическое знание достоверно, полно и аксиологически нейтрально. Форму оно, как правило, имеет относительно краткую и научно-популярную, доступную для понимания достаточно широкого круга читательской аудитории, зачастую не имеющей специальной подготовки. Принцип энциклопедизма может нарушаться, если нарушается требование нейтральности, и текст статьи содержит оценочные суждения и негативные/позитивные коннотации.

Названная позиция чрезвычайно важна, если речь идет об универсальных энциклопедиях, и не только не теряет, а порой усиливает свою значимость при создании отраслевых словарно-энциклопедических изданий.

Если говорить об энциклопедичности в религиоведении, то необходимо сразу же оговориться, что речь не идет о конфессиональных энциклопедиях и словарях (например, современная многотомная Православная энциклопедия, Католическая энциклопедия и др.), которые при всей своей информативности и значительном наполнении тезауруса, содержат (что естественно и очевидно!) конфессионально мотивированные оценки тех или иных религиозных направлений (апологетичные в отношении собственной религии и критические или откровенно негативные в адрес иных религиозных направлений и феноменов), явлений, событий, личностей (статьи-персоналии) и т.п.

Речь идет исключительно о религиоведческих словарно-энциклопедических проектах, в которых изложение материала строго научно, внеоценочно, внеидеологично, внеполитично, фактологично без апологетического или критического отношения к тем или иным религиям и религиозным направлениям, начиная от самых крупных исторических религий и заканчивая религиозными меньшинствами и новыми религиозными движениями. Подобное изложение, безусловно, носит светский характер. Это не значит, конечно, что светскость издания заведомо гарантирует внеидеологичность и внеполитичность. Вспомним известный Атеистический словарь [Атеистический словарь, 1983 ] со значительным (для его задач) наполнением тезауруса, однако, не смотря на изложение конкретных фактов, носящий сугубо идеологический характер и содержащий откровенно критические оценки различных религий и религии в целом как социокультурного феномена. Вряд ли подобное издание может быть отнесено к энциклопедическим в собственном смысле этого слова.

На мой взгляд, существенный прорыв в сфере религиоведческого энциклопедизма наметился в 1990-е гг. Так, под редакцией И.Н. Яблокова был издан учебный словарь-минимум по религиоведению [см.: Учебный словарь-минимум по религиоведению, 1998, 315-533]. Конечно, наполнение тезауруса там было невелико и не отражало всех сторон бытия религии в прошлом и настоящем. Однако в целом, данное издание было достаточно нейтральным, не содержало критики или, напротив, «прославления» тех или иных религий, религиозных реформаторов и основателей и т.д. Крупным явлением стала энциклопедия «Народы и религии мира», изданная под редакцией В.А. Тишкова [Народы и религии мира, 1999], включающая почти 500 обстоятельных статей о конфессиях.

Существенный вклад в развитие религиоведческого энциклопедизма, на мой взгляд, был внесен тремя религиоведческими русскоязычными изданиями начала 21 в., опубликованными издательством «Академический проект». Это Энциклопедический словарь «Религиоведение» [Религиоведение. Энциклопедический словарь, 2006], Учебный словарь «Религиоведение» [Религиоведение. Словарь, 2007] и иллюстрированная Энциклопедия религий [Энциклопедия религий, 2008]. Их замысел возник у главных соредакторов еще в середине 1990-х гг., и они шаг за шагом шли к поставленной цели. Одной из основных задач названных изданий была терминологическая унификация. Авторы и редакторы стремились сделать «эталонные тексты», от которых читатель мог бы отталкиваться в поисках информации по всему кругу вопросов, связанных с религией. Так, энциклопедический словарь «Религиоведение» «имеет тезаурус более 1500 слов, включая важнейшие религиозные и религиоведческие понятия, основные религиоведческие дисциплины, методы и подходы к изучению религии. Словарь содержит статьи о религиях мира, священных книгах, основателях религий и религиозных реформаторах, статьи-персоналии о видных религиозных деятелях, теологах, религиозных философах, религиоведах. Не обошли вниманием авторы Словаря и религиозную ситуацию в России и в мире в целом» [Забияко, Красников, Элбакян, 2006, 4]. Учебный словарь «Религиоведение» составляет выжимку (около 400 статей) из объемного Энциклопедического словаря и рассчитан, в основном, на студентов гуманитарных вузов.

Если первое издание – Энциклопедический словарь «Религиоведение» было ориентировано на информацию не только об объекте религиоведческого изучения – религии, но и о субъекте этого изучения – исследователях религии, то Энциклопедия религий содержит в себе более 3400 статей о конкретных религиозных направлениях, их доктринах, культовой практике, теологической рефлексии, истории, организационных структурах, религиозных реформаторах, теологах, сакральных текстах, важнейших религиозных понятиях, религиозном искусстве и образовании, символике, философии и др. Как говорится в предисловии к изданию, «в системном виде она (Энциклопедия религий – Е.Э.) представляет многообразие религиозной жизни, как в исторической ретроспективе, так и в его нынешнем измерении. … Составители стремились не обходить вниманием даже сравнительно небольшие религиозные течения, не отступая от беспристрастного рассмотрения тех, оценка которых крайне неоднозначна… “Энциклопедия религий” – светское и внеконфессиональное издание. … Содержание Энциклопедии – пример плодотворного диалога представителей разных мировоззрений, объединенных глубоким взаимоуважением и общими научными целями. Энциклопедия свободна от идеологического давления каких-либо религиозных организаций, политических движений или государственных институтов» [Забияко, Красников, Элбакян, 2008, 4].

Таким образом, названные издания принципиально отличаются от идеологически и мировоззренчески ориентированных атеистических и конфессиональных энциклопедий и словарей. Осуществление подобных проектов, отличающихся информационной емкостью, понятным неподготовленному читателю качественным литературным стилем, достоверностью изложенных сведений и неангажированностью, на мой взгляд, дает обществу объективные знания о важнейшей духовной составляющей в жизни социума. В этом, безусловно, состоит существенная практическая ценность подобных религиоведческих проектов, рассчитанных на широкую читательскую аудиторию.

Работа в подобных проектах имеет место и сегодня. Например, авторский коллектив, состоящий из почти 100 ученых, готовит к изданию энциклопедический словарь «Протестантизм» с объемом тезауруса около 5 тыс. позиций. В основу положены все те же принципы энциклопедичности.

Религиоведческая экспертиза

Помимо издательско-энциклопедических проектов, важнейшими составляющими прикладного религиоведения являются конкретные социологические исследования (подробно говорить о них объем доклада не позволяет, поэтому здесь я их только упомянула) и религиоведческая экспертиза.

Объектом религиоведческой экспертизы являются религиозные объединения, в частности, их деятельность, произведенная, приобретенная, импортированная и распространяемая религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы; учредительные и иные документы; духовные религиозные учебные программы; предметы религиозного назначения; материалы, содержащие сведения осмотра культовых зданий и сооружений, иных объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, помещений и предметов; сведения о содержании богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, т.е. предметы материального мира, в которых различными приемами, средствами и способами реализуется замысел религиозного объединения.

Предметом религиоведческой экспертизы являются подлежащие установлению обстоятельства, в соответствии с конкретными вопросами, поставленными перед экспертом.

Субъектом религиоведческой экспертизы является лицо ее проводящее (эксперт, группа экспертов).

Экспертом-религиоведом может выступать лицо или группа лиц, чья научная компетенция удостоверена соответствующими документами и признана научным сообществом. Эксперт должен иметь ученую степень в сфере научного религиоведения и научные труды по религиоведческой тематике, в частности, публикации в исследуемой сфере, а также обязательно обладать опытом изучения и анализа деятельности религиозных объединений, умением использовать в работе методологию исследования религиозных феноменов, учитывать международный опыт и, наконец, владеть навыками производства религиоведческой экспертизы, включая процедуру ее подготовки.

Помимо общих религиоведческих познаний, эксперт должен обладать специальными знаниями о конкретных религиозных феноменах. Кроме специальных знаний, эксперт должен занимать объективную, взвешенную, лишенную тенденциозности позицию в отношении объекта экспертизы.

Экспертом должен быть специалист, который длительное время изучал религиозный феномен методом «включенного наблюдения». Это обеспечивает соблюдение экспертом одновременно трех методологических принципов:

— эмпатического постижения сущности религиозного феномена и содержания предлагаемых им религиозных идей и ценностей, а также их динамического взаимодействия;

— анализа явлений в системе, при недопущении «вырывания» их из общего контекста;

— «заключения в скобки» (игнорирования) своих личных религиозных установок, симпатий и антипатий, при способности отстраниться от них.

Эксперт несет ответственность не только перед государственными органами, заказавшими ему экспертизу, но и перед профессиональным сообществом, которое он, в случае неквалифицированной экспертизы, мог бы дискредитировать.

Таким образом, в целом эксперт должен обладать как соответствующей квалификацией, так и этическими качествами, предполагающими, в первую очередь, честность, порядочность, чувство ответственности.

Оптимальной формой проведения объективной экспертизы является коллегиальное рассмотрение ее текста и выводов, когда результаты экспертного заключения выносятся на общее обсуждение круга ученых, чья компетентность в данном вопросе признана и не вызывает сомнений в научном сообществе.

В современной России все чаще приходится слышать о претензиях государственных органов к тем или иным религиозным организациям, в основном относящимся к так называемым «религиозным меньшинствам». Следствием этого становятся судебные прецеденты, когда отдельные религиозные организации вынуждены, зачастую неоднократно, обращаться в суды различных инстанций, для решения возникающих у них проблем. Иногда обвинения против религиозных организаций выдвигает государство.

Немалую роль в подобных, как правило, весьма длительных судебных тяжбах играют прокурор и адвокат, как правило, слабо разбирающиеся в религиозной проблематике. Существенной помощью для них оказывается мнение эксперта по рассматриваемому вопросу. Такое мнение эксперт, как квалифицированный специалист в той области, которая является предметом рассмотрения и в которой представители сторон менее компетентны, высказывает, как правило, в заключении так называемой «судебной экспертизы». Кроме того может быть использована внесудебная экспертиза и вызов эксперта в суд для допроса по ходатайству сторон защиты или обвинения.

Экспертиза считается судебной, если она назначена судом, либо по ходатайству сторон, участвующих в судебном разбирательстве – т.е. стороны обвинения, стороны защиты, истца или ответчика и, наконец, судьи, а иногда – следователя. Выводы, содержащиеся в судебной экспертизе, являются доказательной базой при рассмотрении дела в суде и могут влиять на принятие судебного решения. Судебная экспертиза является частью процессуального действия, подпадающего под регулирование соответствующих норм административного, гражданского и уголовного права, а автор судебной экспертизы (эксперт) несет уголовную ответственность за недостоверность содержания своего заключения.

Внесудебная экспертиза представляет собой исследование, проводимое экспертом с целью разрешения спорных ситуаций путем установления фактов. Такое исследование может провести только профессионал, обладающий специальными знаниями в данной сфере. Внесудебная экспертиза не имеет того правового статуса, которым наделена судебная экспертиза, эксперт не несет уголовной ответственности за свои выводы. Однако она также может являться частью доказательной базы и основанием для вынесения судебного решения или для возбуждения уголовного дела.

Помимо статуса, экспертизы могут подразделяться на первичные, то есть проводимые впервые, и вторичные (повторные), которые проводятся в случае возникновения сомнений в обоснованности выводов первичной экспертизы. Помимо этого, впервые проводимая экспертиза является основной, но при ее недостаточности или возникновении новых обстоятельств, не рассмотренных в основной экспертизе, может назначаться дополнительная экспертиза.

Экспертизы подразделяются, также, на единоличные (подготовленные одним специалистом) и комиссионные (проводимые группой экспертов), а кроме того на однородные (в рамках одной отрасли знания) и комплексные (требующие для своего осуществления участия специалистов в двух и более отраслях знания). Комплексная экспертиза всегда является, одновременно, комиссионной.

Религиоведческая экспертиза, чаще всего, бывает частью комплексной психолого-лингвистической комиссионной экспертизы. Однако она может быть и однородной, и единоличной, и комиссионной. Главное, что должно отличать религиоведческую экспертизу, это ее строго научный и независимый характер.

Чрезвычайно важными при проведении религиоведческой экспертизы являются вопросы соответствия ее общенаучным [Элбакян, 2012, 139-150] и юридическим [Загребина, 2012] принципам, а также – в практическом аспекте – наличие общей методики ее проведения, в основе которой лежат унифицированный категориально-понятийный аппарат и конкретные методы экспертного исследования, общепринятые в современном российском религиоведении. В качестве отправной точки, на мой взгляд, могут быть признаны «Основы религиоведения: учебник для ВУЗов» под ред. доктора философских наук, профессора И.Н. Яблокова, неоднократно переиздававшийся в издательстве «Высшая школа» [Основы религиоведения: учебник для ВУЗов, 1998], а также уже упомянутые словарно-энциклопедические издания [Религиоведение: энциклопедический словарь, 2006; Энциклопедия религий, 2008]. Это означает, что религиоведческая экспертиза не предназначена для научных или политико-правовых дискуссий, выяснения различных позиций, сложившихся в религиоведении по тому или иному вопросу с критикой одних позиций и поддержкой других, историографического обзора религиоведческих работ или предшествующих экспертных заключений и т.д.

Религиоведческая экспертиза должна опираться на нормативный, а не вызывающий полемические проблемы текст. К нормативным текстам, обычно, относятся учебники, словарно-энциклопедические и справочно-аналитические издания, к проблемным – монографии и научные статьи.

Помимо этого, в основе экспертной деятельности, должно лежать понимание экспертом, как минимум двух принципиально важных моментов:

  1. наличия в мире огромного разнообразия религий и религиозных направлений;
  2. невозможности оценивать одну религию (религиозное направление) с позиции другой религии (религиозного направления) или, шире, одного типа религий с точки зрения другого типа религий.

Задачей религиоведческой экспертизы являются четкие, не допускающие разнообразия толкований ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, которые должны быть изложены простым и ясным, рассчитанным на широкую неподготовленную аудиторию языком, с опорой на источники, которые необходимо проанализировать и оценить при непременном знании объекта своего изучения. Например, при изучении какой-либо религиозной организации, эксперту необходимо ее посетить, подробно ознакомиться с ее деятельностью, религиозной практикой, соответствующими документами.

Таким образом, религиоведческая экспертиза является специализированным текстом, в котором в системном и логическом виде с научных (религиоведческих) позиций представлены сведения о той или иной религии – религиозной традиции или религиозном направлении, – содержащий в себе предельно однозначные и лаконичные ответы на поставленные перед экспертом конкретные вопросы [Подробнее см.: Пчелинцев, Загребина, Элбакян, 2017].

Итак, в своем выступлении я попыталась показать те практические аспекты религиоведения, которые востребованы современным обществом. Было бы замечательно, если это сумело бы осознать и само общество.

Библиография

  1. Атеистический словарь / Под ред. Новикова М.П. – М.: Политиздат, 1983 – 559 с.
  2. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. От составителей // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2006. – С. 3-4.
  3. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. Религия и религии в начале третьего тысячелетия // Энциклопедия религий / Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2008. – С. 3-4.
  4. Загребина И.В. Государственная религиоведческая экспертиза: теория и практика. — М.: Юриспруденция, 2012. – 192 с.
  5. Загребина И.В., Пчелинцев А.В., Элбакян Е.С. Практика религиоведческой экспертизы. – М.: Юрайт, 2017. – 447 с.
  6. Загребина И.В., Пчелинцев А.В., Элбакян Е.С. Религиоведческая экспертиза. – М.: Юрайт, 2017 – 449 с.
  7. Народы и религии мира / Под ред. Тишкова В.А. — М.: Большая российская энциклопедия,1999. – 930с.
  8. Основы религиоведения: учебник для ВУЗов /Под ред. Яблокова И.Н. М.: Высшая школа, 1998. – 480 с.
  9. Религиоведение. Учебный словарь/ Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2007. – 637 с.
  10. Религиоведение. Энциклопедический словарь/ Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с.
  11. Учебный словарь-минимум по религиоведению // Религиоведение. Учебный словарь-минимум по религиоведению /Под ред. Яблокова И.Н. – М.: Гардарика, 1998. С.315-533.
  12. Элбакян Е.С. «…Ныне Царство Моё не отсюда» //Религиоведение. — 2016.- № 1. – С. 119-132.
  13. Элбакян Е.С. Научность религиоведческой экспертизы : возможность и необходимость // Новые вызовы свободе совести в современной России /Отв. ред. Элбакян Е.С. М.: Древо жизни, 2012. — С.139-150.
  14. Энциклопедия религий / Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2008. – 1520 с.

Источник: Журнал «Религиоведение”, № 4 2018

Екатерина ЭЛБАКЯН,Центр религиоведческих исследований «Религиополис»

Фото из открытых источников

Поделиться ссылкой: