Лестница радикализации или как становятся террористами

Вопрос мотивации террористов – наверное один из самых сложных в изучении данного явления. Понять, что же на самом деле двигает террористами чрезвычайно трудно, учитывая что не существует ни универсального портрета террориста, ни возможности определить точно мотив того или иного поступка человека. Однако не найдя ответ на вопрос мотивации, невозможно понять сам феномен терроризма, а тем более – бороться против терроризма эффективно. В поисках решения проблемы, американский психолог иранского происхождения Фатали Могаддам предложил метафору, которая бы описывала процесс превращения обычного гражданина в террориста. Это метафора лестницы, ступени которой описывают процесс радикализации человека. Всего ступеней пять, не учитывая базовой, нулевой ступени.

Начало радикализации. Нулевой уровень

Все начинается с простого чувства несправедливости и лишения, которое переживает человек, столкнувшийся с определёнными проблемами. В нашей повседневной жизни случается много различных ситуаций, в которых мы испытываем жгучее, обжигающее сердце чувство несправедливости. Рок судьбы или неприятный поступок ближнего способен спровоцировать человека на необдуманную реакцию, однако не сделает из человек террориста. Отличие террориста от импульсивного человека, бьющего в лицо наступившего на ногу соседа не только в мотивации, но и в глубине и силе этого ощущения неправомерности, несправедливости по отношению к себе. Если последний через минуту может почувствовать стыд и сожаление, то террорист продолжит убивать, несмотря на жертвы невинных, незнакомых и никак не связанных с его проблемами людей.

По мнению Могаддама, для запуска процесса радикализации, важна не столько реальная, объективно существующая несправедливость (например, лишение политических прав из-за «неправильного» строения черепа или количества поклонов в время молитвы), а так называемая perceived deprivation — ощущаемое лишение, несправедливость, которую человек определяет для себя основываясь на своем восприятии, опыте, необязательно учитывая реальность. Причем сильнее человек ощущает несправедливость по отношению к группе, к которой он себя причисляет. Коллективное здесь превалирует над эгоистичным.

На нулевом уровне происходит первое разделение на тех, кто смирился и готов жить или же просто отбросить ощущение несправедливости, и тех, кто готов действовать ради ее преодоления. Первые часто идут на саморазрушение, погружаясь в депрессию или мир, прикрашенный психотропными веществами. Вторые начинают искать выход из сложившейся ситуации.

Первая ступень. Барьеры

Те, кто ищет выхода из ситуации, поначалу преисполнены чувства собственной силы и уверенности в возможном решении. Они верят, что несправедливость можно преодолеть за счёт собственной мобильности, а сама система, в которой они существуют, может реагировать справедливо. И если на этом этапе система предлагает таким людям легальные и доступные решения, например, участие в выборах, митинги, объективный суд, ожидания таких людей оправдываются и процесс радикализации блокируется в зачатке. Но если же система наоборот, на попытки решения несправедливости реагирует жестко и репресивно, а легальных механизмов защиты интересов у человека нет, процесс продолжается, и человек переходит на вторую ступень. Могаддам указывает на то, что ошибочно считать, что выходом из лестницы радикализации на первой ступени является внедрение демократии в ее западном варианте. Вестернизация, опробованная уже на примере иракской и афганской военных операций, неэффективна, а во много даже еще опаснее, чем сохранение статуса кво. Вместо этого автор предлагает концепцию «контекстуализированной демократии» или социально — политического порядка, который позволяет людям принимать участие в принятии решений и социальную мобильность через использование местных, культурно соответствующих, привычных символов и стратегий. Что это значит на практике, Могаддам не уточняет. Ясно только, что отсутствие возможности решить проблему легально толкает человека выше по лестнице, на вторую ступень.

Вторая ступень. Враг

Кто виноват? Именно этот вопрос является центральным для человека на второй ступени. Он ищет врага, который является причиной его проблемы. Если есть барьеры, значит их кто-то установил. В современном мире, где в божественную предопределённость социального порядка верят немногие, человек понимает,  ощущает физически наличие за каждым социальным правилом, ограничением, присутствие конкретного человека, или точнее социальной группы, для которой это ограничение – благо. Этот враг сильнее самого человека, так как его положение подкрепляет сама система. Понимая тщетность борьбы в одиночку, человек ищет помощи. Именно на этой ступени человек обращает внимание на альтернативы. Одной из таких альтернатив и могут стать террористы. Группа, ведущая борьбу против существующей системы, не обязательно привлечет внимание, или более того, вовлечет в свою деятельность такого человека. Чтобы сделать это, данная группа должна:

— позиционировать себя как единственная группа, которая ведет бескомпромиссную борьбу на уничтожение системы.

— как группа, способная обеспечить защиту и поддержку для тех, кто хочет вести такую борьбу.

— как группа, несущая иные, альтернативные ценности.

Если эти условия присутствуют, человек от простого внимания переходит к вовлечению в данную группу. Переходит на третью ступень.

Третья ступень. Альтернативная мораль

Если враг силен, а мир вокруг построен так, чтобы эту силу приумножать, то человек вынужден либо отказаться от борьбы и смириться, либо же найти тех, кто построит новый мир, в котором сила врага будет нивелирована, а его, человека, возобладает. На этой ступени человек принимает мораль террористов как такую, которая имеет право на существования. Он его не в организации, но уже понимает ее, соглашается с целями (но не действиями) данной организации или группы. В глазах человека террористы обретают легитимность, так как ведут борьбу в том числе и за интересы этого человека. Человек может не соглашаться с методами, критиковать их как крайние, но по мере того, как система все активнее давит на человека, он все более вовлекается в идеологию террористов. Он не просто читает пропаганду, он принимает ее, понимает ее, и более того, начинает руководствоваться в своих действиях исходя из нее. Дальше дело за малым. Первый контакт с террористами запускает процесс вербовки, в котором задача террористов вовлечь и привязать к себе человека. Для этого, по мнению Могаддама, они используют простую схему из таких элементов как изоляция, вовлечение, секретность и страх.

Вступление в организацию – это переход на новую ступень.

Четвертая ступень. Террорист без теракта.

Вступая в организацию, человек как правило, не сразу готов совершить теракт. Он либо включается в работу одной из групп, ячеек организации, либо же выполняет вспомогательные функции вне структуры организации. Он может помогать террористам через финансирование, предоставление убежища, выполняя роль агитатора или инструктора. Он может и остаться на этом уровне, если ему не удастся преодолеть последний рубеж на пути к теракту. На этой ступени на человека оказывается с двух сторон постоянное давление. Изнутри организации человек испытывает давление, направленное на подчинения его воли руководству организации. Снаружи общество и государство давит на человека, преследуя его. Под этим давлением он может пойти на последнюю решительную перемену, согласившись на совершение теракта. Предотвратить это можно, снизив давление. Со стороны организации – путем ее ослабления, делегитимизации, ареста лидеров и блокирования ресурсов, со стороны общества – мерами по стимулированию выхода из рядов террористов, амнистией, предоставлением возможностей для легальной политической борьбы. Однако это не всегда возможно, особенно в странах с авторитарным управлением и длительной историей противостояния государства и террористов.

Чтобы человек перешел на последнюю, пятую ступень, в его голове должно произойти важное изменение. Он должен преодолеть в себе природный, естественный барьер на пути агрессии к себе подобным. Об этом барьере, как о механизме торможения внутривидовой агрессии писал Конрад Лоренц. Человек не может просто убить себе подобного. Для этого он должен в какой-то мере перестать быть человеком или убедить себя в не человечности своих жертв. Он должен с одной стороны, убедить себя в том, что жертвы – в первую очередь гражданские – это враги и виновные в его проблемах. С другой – в том, что сам террорист отличается от них. Сделав это, человек становиться психологически и морально готовым к совершению теракта.

Пятая ступень. Теракт.

Заключительный этап радикализации – атака. Человек не видит иного выхода, кроме как своими руками поквитаться с теми, кто, как он считает, несет ответственность за все его проблемы, за ту несправедливость, с которой он столкнулся в самом начале своего пути к терроризму.

Исходя из своей метафоры лестницы, Могаддам приходит к очень интересным практическим выводам.

Во-первых, борьба с терроризмом в нынешней ее редакции – неэффективна. Нельзя победить терроризм только тем, что убивать, сажать и преследовать тех, кто оказался на последней или четвертой ступени радикализации. Акцент должен быть смещен в сторону предотвращения радикализации, решения проблем, с которыми человек сталкивается еще на нулевой или первой степенях. Профилактика терроризма возможна через внедрение новых форм демократии, построения институтов, которые бы обеспечивали социальную мобильность, доступные инструменты легальной политической борьбы.

Во-вторых, Могаддам указывает на важную роль образования в борьбе с терроризмом. Задача террористов убедить общество в том, что мир полярен и есть или «мы» или «они». Человек без навыков критического мышления, без доступа к альтернативным источникам знания и информации легко может пасть жертвой такой поляризации. Избежать этого можно посредством предоставления возможности образования для тех, кто сегодня лишен этого.

Терроризм — это симптом, указывающий на наличие в обществе серьёзных проблем. Проблемы социализации, социальной мобильности, политической открытости и возможностей легально отстаивать свои права и интересы. Терроризм – это еще и стратегия, которую используют те, кто готов жертвовать собой и другими ради достижения своих политических целей. Данная стратегия невозможна без людей, без тех, кто будет ее реализовывать. Отвратив от террористов людей, мы сделаем данную стратегию неэффективной. А чтобы достичь этого, нужно решать проблемы, заставляющие человека, обычного гражданина, начинать свой путь по лестнице радикализации.

Условия на нулевой ступени должны быть изменены, если цель – уничтожить терроризм.

Источник: International research center of security problems

Photo by @Georgetown

Поделиться ссылкой:

Leave a Comment