Ислам: смешение временного и духовного

Верховный имам Бордо Тарек Убру о религии и власти. Аналитический материал опубликован в 2017 году Collège des Bernardins в рамках проекта “Монтескье за мир и правду”. Текст предоставлен Французским институтом исследований Центральной Азии в Бишкеке.

***

C момента своего возникновения, ислам познал переплетение временного и духовного. Эта историческая данность отмечена в основных текстах Ислама: Коране и Сунне. После 13 лет гонений в Мекке, Мухаммед с учениками находит убежище в Медине. Этот город, изнуренный междоусобными конфликтами, увидел в Мухаммеде «медиатора», могущего примирить враждующие стороны и принести долгожданный мир. В обмен мединцы предложили свою поддержку и защиту. Эти арабские племена язычников-идолопоклонников были обращены в мусульман. Еврейские племена сохранили свою религию.

Таким образом ислам из религии меньшинства, притесняемой в Мекке становится религией большинства, находясь под защитой «города-государства» – Медины. Отмечая эти изменения, мы различаем «Мекканский Коран» и «Мединский Коран».

По сути, Мухаммед оказался обречен политическими обязательствами. Многие тексты показывают, что он понимал временный характер этой задачи, не являющейся частью ни его проповеднической миссии, ни его личных целей. Действительно в самом начале политеистические жители Мекки предложили Мухаммеду быть их правителем с условием отказа от проповедничества. Он отверг это предложение, хотя мог принять, и затем постепенно и вероломно насаждать свою религию, как это делали все императоры и короли той эпохи. Даже будучи принят как временный правитель Медины, он отклонил титул царя.  «Я выбрал путь посланника Божьего и его простого слуги» – сказал он. И если видел, волнение человека, под впечатлением его харизмой, говорил: « Не волнуйся, я не король но сын курайшитской женщины, которая как и другие ела вяленое мясо».

Ссылаясь на эти тексты, знатоки ислама (улемы) пришли к выводу, что временное управление городом и приговоры, вынесенные им в качестве судьи, не были частью его функции пророка. Некоторые даже посчитали что отдельные из них, казалось бы, «религиозных» советов (фатв) являются временными и косвенными и поэтому не являются частью божественного Откровения, которое было бы безоговорочно налагается на мусульман. Cследовательно, он мог ошибаться, в чем сам и признавался. Мухаммед говорил ученикам: «Вы более чем я способны управлять ходом своего временного бытия». Мухаммед консультировал женщин и мужчин Мекки в вопросах бытия в соответствии с предписаниями Корана.

После смерти Мухаммеда титул халифа (преемника) присваивается тому, кто управляет светскими делами нации. Титул Пророка был более недоступен, халиф мог быть его преемником только во временном измерении согласно основной суннитской доктрине. Речь никогда не шла о теократии или о цезаропапизме, еще меньше о папизме. Халифат обеспечивал общественный порядок, защиту границ и следил за исполнением наказаний, предписанных судьями. Он был гарантом применения права войны и уголовного кодекса: «легитимная жестокость» на которою лишь государство имеет монополию как сказал Макс Вебер.

Догматика (область веры и верований) практиковалось теологами, каноническое право – юристами и специалистами по каноническому праву; муфтии высказывали мнения вариативно канонического и казуистического свойства для адаптации канонов шариата, в зависимости от ситуации и контекста. Только решения судей (кади) имели юридическую силу принудительного порядка. Решения выносились от собственного имени. Судьи не были простым гласом Закона. И они никоим образом не ссылались ни на халифа, ни на нацию (умму), ни тем более на Бога. 

Мусульманские ученые называли этот процесс дифференциацией функций “al-furûq”. Можно говорить о действительном принципе «разделения власти», до того, как его концептуализировали Локк или Монтескье.

Полностью статью читайте по ссылке


12 и 13 апреля 2018 года в Бишкеке, в АУЦА, прошел круглый стол ИФЕАК на тему «Восприятие и социальные решения угроз исламистской радикализации в Центральной Азии и Европе: обмен опытом». Для обмена опытом, идеями собрались эксперты из Кыргызстана, Казахстана, Франции, Италии. Верховный имам французского города Бордо Тарек Убру специально для АУЦА-ТВ рассказал о причинах радикализации, причем эти причины характерны как для Франции, так и для Кыргызстана.

Поделиться ссылкой: