#Репатриация. «Сирийские возвращенцы» вызывают беспокойство

В Центральной Азии не знают, что с ними делать. После окончания военных действий в Сирии, домой стали возвращаться граждане центральноазиатских стран, участвовавшие в незаконных военных действиях на Ближнем Востоке. Кыргызстан так же не стал исключением. В новостных лентах СМИ пестрят факты по задержанию наших граждан и иностранцев, которые обвиняются в экстремистской деятельности и распространении радикальных идей.

Чекисты работают молча, выявляя опасных террористов

«Мы продолжаем проводить контртеррористические мероприятия по пресечению проникновения боевиков международных террористических организаций (МТО), перебрасываемых из зон вооруженных конфликтов в Сирии», — сказал в интервью «Prevention.kg» руководитель пресс-службы ГКНБ КР Рахат Сулайманов.

По его данным, целью таких людей является распространение экстремистских материалов в социальных сетевых ресурсах вплоть до возможного совершения террористических и иных подрывных акций на территории нашей страны, в связи с чем соответствующие органы просят наших граждан быть бдительными ради сохранения общей безопасности.

К примеру, 29 января 2019 г. был задержан разыскиваемый гражданин Кыргызстана «М.Х.», который в 2015 году поддавшись влиянию «джихадизма», принимал участие в боевых действиях против правительственных сил Сирии, после чего был переброшен на территорию одной из стран-членов ШОС.

Другой подозреваемый «Х.Т.», как сообщает пресс-служба ГКНБ КР, был задержан 1 февраля 2019 г., который вступив в состав бандформирований МТО в Сирии, за короткое время стал активным наёмником и, будучи переброшенным в Турцию, сумел наладить крупный канал по переправке рекрутов в зону боевых действий.

«А 5 февраля 2019 г. удалось задержать «С.А.», обеспечивавшего иностранцев кыргызскими паспортами. Он так же находился в розыске за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористического характера и скрывался в Кыргызстане по поддельным документам», — сказал Рахат Сулайманов.

Среди задержанных встречаются и те, кто ранее учились в зарубежных религиозных учреждениях, но оказавшись под влиянием вербовщиков, встали на сторону боевиков. В 2014 году наш соотечественник «Р.У.» вместе с семьёй выехал в Сирию и прошел боевую подготовку, после чего принимал активное участие в вооруженных конфликтах.

По данным ведомства, в отношении всех подозреваемых в террористической деятельности проводятся следственные работы, и выявляется их причастность к вышеуказанным преступлениям, после чего только суд определяет их уголовную ответственность согласно законам Кыргызстана.

Для решения проблемы важна ресоциализация возвращенцев

«Что касается граждан, подозреваемых в участии в вооруженных формированиях на стороне боевиков, их нельзя полностью изолировать от общества. Понятное дело, что если их вина доказана, они отбывают наказание в тюрьмах. Но здесь не обойтись без ресоциализации таких людей», — сказал в интервью «Prevention.kg» член Ассоциации юристов Кыргызстана Жанабиль Давлетбаев.

Он предполагает, что при этом могут пострадать члены их семей, которые юридически не несут ответственность за своего родственника, оказавшегося в рядах «джихадистов», иначе можно получить обратный эффект.

«С другой стороны, среди тех, кто возвращается на Родину, есть лица с определенными намерениями, настроенными критически против всего. Они отказываются от защиты адвокатов, не верят судам и открыто заявляют, что будут и далее распространять свои нетрадиционные идеи», — говорит Жанабиль Давлетбаев.

По его мнению, с ними нужно вести отдельную работу, пытаться объяснить их неправоту, ошибочность взглядов и переубедить их. И в случае успеха, их пример может быть уроком для других радикалов, которые впоследствии так же могут отказаться от распространения радикальных идей, в том числе мнимого «джихада».

Общество нуждается в информационных компаниях

«У меня порой складывается впечатление, что местные органы власти лишь время от времени проводят разъяснительные работы, чтобы уберечь граждан от радикализации. Здесь весомую роль играют религиозные деятели, но и они не всегда чётко разъясняют нам опасность экстремизма», — поделилась своим мнением в интервью«Prevention.kg» учительница из Оша Гульмира Арзиева.

Педагог сетует, что мужская часть населения, посещающая мечети во время пятничных намазов, имеет возможность узнать о вреде запрещённых религиозных течений, а молодое поколение, в частности школьники и студенты в большой степени живут вне правдивой информации и могут быть объектами вербовщиков.

«В этой связи, как мне кажется, нужно широко информировать всё население, постоянно проводить встречи с учащимися образовательных учреждений, чтобы перед ними выступали компетентные специалисты из числа теологов, имамов и чётко объясняли различие традиционного ислама от идей «джихада», — сказала Гульмира Арзиева.

Так же она добавила, что её и всех женщин беспокоит возвращение боевиков, которые помимо распространения радикализма могут представлять угрозу, совершая самоподрыв в местах массового скопления людей или организовать теракты, как это было к примеру с китайским посольством в Бишкеке.

Борьбу с экстремизмом нужно вести с учетом современных реалий

В свою очередь юрист из Бишкека Жанабиль Давлетбаев предполагает, что просветительская работа с молодёжью должна быть регулярной в силу того, что  им не хватает религиозных основ, а при отсутствии таких знаний они оказываются в группе риска.

«В целом информирование также должно касаться и выезда к местам боевых действий, итоги которых могут быть негативными и плачевными. Причём все эти примеры нужно разбирать на конкретных кейсах, чтобы реально показать опасность, происходящих в судьбах людей. И, конечно же, это всё подкреплять тем, что участие граждан в вооруженных формированиях являются незаконными», — считает он.

Жанабиль Давлетбаев сказал, что соответствующие органы должны понимать, что борьба с радикализацией должна вестись с учётом действенных инструментов. «Если, к примеру, 5-10 лет назад были иные формы борьбы с этим явлением, то сейчас нужно учитывать стремительное развитие IT-технологий, когда всё перетекло в интернет и мобильные приложения», — считает он.

По его словам, существуют отдельные группы в социальных сетях и их трудно отследить, если они имеют закрытый статус. К примеру, не зря была закрыта онлайн-платформа Sound Cloud, распространявшая оцифрованную звуковую информацию именно по причине того, что там были обнаружены файлы экстремистского содержания.

Юрист добавил, что в тоже время подобные меры должны быть умеренными и не превращаться в абсурд, чтобы не страдали добропорядочные получатели информации.

Бакыт ИБРАИМОВ, специально для PreventionKG

AP Photo / Hassan Ammar

Поделиться ссылкой: